Физиология новорожденных отличается от физиологии грудных детей, детей дошкольного возраста, подростков или взрослых. Новорожденному не просто начать самостоятельную жизнь, ведь многие его системы жизнеобеспечения не готовы к выходу из материнской колыбели. Ответ на вопрос, почему детеныши многих млекопитающих уже через 5 минут после рождения встают на ноги, а маленький человечек неспособен выжить без помощи родителей, кроется в огромных потенциальных возможностях развития тела, а главное – интеллекта человека.
Многочисленные исследования показали, что в возрасте до 5 лет закладывается основной потенциал будущего уровня интеллектуального развития личности. Особенно интенсивный рост наблюдается в первый год жизни. Лишь тот факт, что к полутора годам масса мозга утраивается, свидетельствует о бурном развитии по всем направлениям.
Развитие новорожденного
Как правило, в первый год жизни родители стараются создать младенцу максимально комфортные условия существования: чистота, тепло, удобство, сытость. Иногда при этом происходит частичное или полное игнорирование развития его нервной системы – с ребенком мало разговаривают, не обращают внимания на его проявляющиеся способности. И это большая ошибка.
Интеллектуальное развитие включает в себя развитие мышления, речевое, психическое и эмоциональное развитие, коммуникативное развитие (навыки поведения, общения, игры). В этот период родителям важно не упустить возможности ребенка, воспользоваться шансом, данным природой, и заложить основу для всестороннего формирования личности.
Помимо специальных занятий, которые помогают раскрыть естественный потенциал малыша, существуют два простых и понятных момента, которые в обязательном порядке должны ежедневно присутствовать в жизни младенца, это: общение и гимнастика.
Общение с младенцем
В столь раннем возрасте приходится идти на то, чтобы общаться с ребенком так, как он этого хочет, ведь иногда поведение младенца может быть обусловлено обстоятельствами, которые произошли с ним не только после появления на свет, но и до этого. Нужно быть готовым к тому, что поведение ребенка будет меняться, поэтому необходимо воспринимать его таким, какой он есть, не оказывая давления, и не прибегая к «наклеиванию ярлыков».
Во время пребывания рядом с ребенком мягким ласковым голосом рассказывайте ему о том, что происходит рядом, в поле его зрения, о том, что его кормят, пеленают, делают массаж и прочее. Мозг человека развивается благодаря получению новых ощущений: визуальных, тактильных, звуковых.
Очень важно при разговоре с малышом давать ему наблюдать за артикуляцией – по движению губ ребенок будет запоминать звуки и потом воспроизводить их самостоятельно. Постоянно разговаривая с ребенком, проявляйте любовь, хвалите – этот пункт должен стать обязательной частью программы по развитию младенца.
Успехов Вам и Вашему малышу