Авторитет родителей или что такое лидерство?

Авторитет родителей или что такое лидерство?

Что значит, быть лидером, истинным, авторитет которых воспринимается естественным путем? Существует множество определений этого понятия. Некоторые из них весьма неэкологичны. И под каждый тип определения подходят определенные типы родителей со своей системой воспитания. Рассмотрим некоторые самые популярные.

Лидерство – авторитарность. Так, например, некоторые воспринимают лидерство, как умение заставить, внушить другого человека делать то, что он изначально не хотел. Такое, скорее всего, правильнее назвать авторитарностью, но не лидерством. Думаю, вы часто встречали таких родителей. Слово родителя – закон, не обсуждается, взрослые всегда правы, не ошибаются. Да, такие родители тоже любят своего ребенка, но не дают ему свободы и пространства в нужных местах. Ребенок просто исполняет все приказы взрослых, часто не понимая их смысл, и практически всегда не желая этого. Но это не авторитет, а именно авторитарность.

Лидерство как организация. В этом ракурсе лидерство воспринимается, как умение организовать людей. Умение объяснить, распределить роли, показать выгоды. Такие родители весьма успешно справляются со своими детьми, но лишь внешне. Они умеют увлечь малыша, играть разнообразно, могут научить его всему. Но лишь до поры до времени. Когда ребенок дорастает до возраста, когда он хочет познавать мир сам, когда противится словам взрослых, когда  демонстративно делает все наперекор, такие родители теряют свое «лидерство» и либо не выдерживают и сдаются, либо позволяя ребенку все, либо становятся авторитарными. На самом деле это не лидерство, это именно умение организовать.Авторитет родителей

Что же такое истинное лидерство? Истинное лидерство слагается из нескольких фундаментальных признаков.

  • Ведущая роль
  • Ответственность
  • Вдохновение

Родитель-лидер главный, ведущий, но не авторитарный. Он признает свое право иметь главенствующую роль, в тех вопросах, в которых он разбирается. Но в отдельных случаях он принимает сторону ребенка, он считается с его мнением, учитывает его желания, когда это действительно возможно. Когда родитель-лидер объясняет правила перехода через проезжую часть, он действительно в целях безопасности требует подчинения этим правилам. Но если ребенок хочет сам выбрать себе одежду на прогулку, сам пытается налить воду в стакан, сам передвигает мебель, хоть это ему и тяжело, родитель позволяет проявить ребенку свою волю, объяснив некоторые базовые правила.

Ответственность. Любой родитель-лидер берет на себя ответственность за все, что происходит с его детьми. Касается ли это здоровья малышей, их навыков, умений, поведения. Очень легко оправдаться, сказав, что врачи не долечили, в садике сам услышал плохие слова, в школе не уследили, что интернет/телевизор/друзья испортили. Но только мы сами в ответе за детей. И только в наших силах исправить и дать детям то, что мы хотим, направить их на желанный путь и дать им возможности для свершения поступков.

Любой родитель-лидер берет на себя ответственность за все, что происходит с его детьми.

Вдохновение. Именно это и есть движущая сила, которая руководит ребенком, мы его не заставляем, не организуем на действие, завлекая лакомствами. Мы вдохновляем на деятельность. Вдохновляем, прежде всего, своим примером. Вдохновляем, разъясняя зачем и почему так делается. Только так он учится действовать сам, по своей воле, учится видеть главное и важное, учится определять для себя ценность. Вы, думаю, встречали людей, которые могут работать только из под палки, когда тебя поджимают и подпинывают. Зачем воспитывать в детях это качество? Не лучше ли вдохновить их, научить видеть ценность действия.авторитет родителей

Можно просто заставить вытереть разлитый чай, а можно рассказать, в игровой, в сказочной или в реальной форме, что пол хочет быть чистым и сухим. Что благодаря чистому полу у нас будет красота, мы сможем без боязни упасть ходить по нему – но при условии, что для вас красота и сухость пола действительно важна. Да, с первого раза ребенок не исправит свою оплошность, но ведь воспитание – это не минутное дело, это долгий процесс. Для начала можно сделать вместе с ребенком.

Думаю, понятно, что вдохновить на то, что для вас ценностью не является, практически не возможно. Вдохновить на здоровый образ жизни, без зависимости от табака или алкоголя, рассказать, как это прекрасно иметь чистые легкие и ясную голову, крайне трудно, если вы сами курите или часто выпиваете. Дети впитывают наше поведение, а не слова.

Авторитет родителей или что такое лидерство?: 2 комментария

  1. Хорошая у Вас задумка, но нежизнеспособное решение…
    «Родитель-лидер главный, ведущий, но не авторитарный» Беда в том, что «главный» — это неминуемо авторитарный, потому что это симптомы одной болезни, если можно так выразиться. Что и подтверждается следующим пунктом:
    «Любой родитель-лидер берет на себя ответственность за все, что происходит с его детьми» Если всю ответственность берет на себя родитель, то мало того, что это выльется в тотальный контроль (да, может быть, в мягкой форме — но суть от этого не меняется), хуже то, что в этом случае ребенок не научится отвечать за себя САМ. В отличие от многих других вещей, ответственности за себя не учатся на примере — только на опыте :)

    1. В моем понимании лидерства авторитарный и главный (ведущий) не есть одно и тоже. Авторитарная личность требует и добивается беспрекословного подчинения себе и той идеологии, которой он придерживается, мнения других подавляются.

      Главный, ведущий, лидер (в современном экологичном понимании) — это авторитетная личность, которая руководит, направляет других, НО дает своим подчиненным право самовыражения, право иметь свое мнение и поступать по своему желанию в некоторых случаях. Но когда наступает случай, от которого зависит жизнь или здоровье (в случае детей), или развал коллектива (в случае работы) или серьезные проблемы государства (в случае политики), то лидер берет все в свои руки и настаивает на своем мнении.

      Брать ответственность за детей и не позволять им совершать ошибки — вещи совершенно разные.

      Брать ответственность — понимать, что все, что делаю дети, они делают с нашего непроизнесенного согласия. Мы можем быть согласны на то, чтобы они ошиблись, понимая, то ошибки им нужны для опыта. Мы сами можем разрешить им испытывать разнообразный опыт. А можем не разрешить, если это, скажем, грозит жизнью и смертью.

      О тотальном контроле здесь не идет и речи. Скорее о тотальном наблюдении: здесь пусть делает, что хочет, а здесь я не могу позволить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *